RSS

Учитель Николай Никулин: «Компьютер – средство узнать что-то новое и воспользоваться им»

14:04 06.10.2017

Николай НикулинСемь лет после окончания института преподает информатику в 852-й зеленоградской школе Николай Никулин. Шесть из них он и его воспитанники выигрывают многочисленные столичные конкурсы и фестивали. Почему?

Дайте ребятам наиграться в детстве

Образование – дорога, по которой нельзя не пройти, если хочешь попасть в будущее, иначе останешься в прошлом веке. Или замрешь на полпути статуей, сам того не ведая. Я пришел к Николаю накануне его 30-летия. Кто из родителей не был в кабинете информатики – зайдите. Здесь уже четыре года как висела электронная доска, сегодня подключили новую, модернизированную.

– Это, собственно, компьютер, – объяснил «хозяин», – столичные школы ими обустраивают в рамках городского мегапроекта «Московская электронная школа». Он действует по принципу светоизлучения. Подключен к моему компьютеру, и я в любой момент могу показать ребятам подготовленную мной презентацию или необходимую информацию. Кроме того, «Московская электронная школа» включает библиотеку электронных материалов и сценарии уроков.

А еще замечаю в классе новенький 3D-принтер. Понятно, Зеленоград пропитан духом электроники, ребята здесь на «ты» с такой техникой. Тем более что информатику и информационно-коммуникационные технологии в 852-й изучают с 5 по 11-й класс.

– Не совсем это так, – огорошил меня учитель. Некоторым приходится трудно: родители запрещают пользоваться компьютером.

Когда и где запреты приводили к благим результатам? Мы живем в условиях бушующего информационного океана – и «штормит» все сильнее. Компьютер может принести много вреда, если им не научить пользоваться правильно. Эта машина – невероятное благо: бездонный источник и хранилище информации. Не запрещать надо родному чаду, а рассказать, для чего оно нужно, доказать, что это не игрушка, в которой можно завязнуть навсегда.

Умный человек сказал: жизнь надо нюхать, а не читать пресс-релизы «парфюмеров» по поводу запахов. Научите детей нюхать жизнь вживую и при этом открывать умную машину, когда нужда пришла, а учитель вам в этом поможет.

Можно хотеть или не хотеть, но информатика стала таким же базовым предметом, как математика или физика. «А я объясняю ребятам, – говорит Николай Николаевич, –
что компьютер – средство узнать что-то новое и воспользоваться им. И я смогу научить принципам работы с информацией: как ее обрабатывать, хранить, кодировать.»

Компьютер – средство узнать что-то новое и воспользоваться имНе путайте «комп» с бесплатным магазином

Сильно отличаются ребята от вас? – спрашиваю молодого учителя. Пропасть, – отвечает. Сейчас практически любую информацию можно получить одним-двумя кликами «мышки». Поэтому современные дети становятся прагматичными и застревают в социальных сетях, играх.

Отучите, помогите классному в полном смысле слова педагогу. Вообще улыбчивый Николай выглядит даже моложе своих 29 лет. Признается, когда в 22 пришел в школу, порой пацаны путали с корешами, мол: «Эй, парень, ты чего здесь делаешь?!». Приходилось осаживать, уважение надо было заслужить.

Почему получилось? Надо сказать, Никулин – потомственный учитель. Родители преподавали черчение и рисование, и сынок неплохо рисует. Но еще малышом его страстью стало конструирование. У него был собственный ящик с деталями, юный Кулибин постоянно собирал и разбирал игрушки, вентиляторы, машинки. Даже пытался осчастливить мир станком, который бы автоматизировал перелистывание бумаги.

– А потом, когда я «заглянул» в компьютер – увидел, что с его помощью это можно сделать быстрее и качественнее, – вспоминал Николай. – Это меня по-настоящему «зацепило».

Он учился в физико-математическом классе 853-й школы, когда пришло время поступать в институт, подумал: а почему не продолжить династию? Мама его частенько брала на свои уроки, и родители заметили: сын научился хорошо объяснять сложные материи.

Николай окончил факультет технологии и предпринимательства Московского городского педагогического института с красным дипломом. Но хороший он педагог, потому что непременно пытается создать нечто новое: иначе объяснить какую-то тему, заинтересовать.

Дорогого стоила идея, когда он в первый же год учительства предложил ребятам: «А давайте создавать то, что раньше в школе никто не делал! – Как это, что? – Мы будем снимать учебные видеоролики, но профессионально, совмещая инфографику, мультипликацию, трехмерное моделирование».

Понятно, школяры загорелись. Уже через год их первый проект – 5-минутный фильм по истории космонавтики – выиграл конкурс юных талантов «Московия». На следующий год сняли новый фильм: о партизанском движении во время войны 1812 года, и снова победа.

Более того, ребята выиграли Гран-при и получили президентскую премию. Это уже традиция. Например, в прошлом году ученик Николая Антон Руденко взял верх на Московском фестивале робототехники. В нынешнем шестиклассник Дима Бояринов, около шести месяцев трудившийся над трехмерным мульт­фильмом «Мужик и медведь», победил в конкурсе «Москва виртуальная».

Учебный год только начался, а Дима уже подошел к учителю: «Николай Николаевич, что дальше будем делать?».

Иллюстрация будущего

Трехмерное моделирование сегодня – неотъемлемая часть индустрии развлечений, медицины (хирургии), наконец, промышленности. Поэтому новенький 3D-принтер в кабинете информатики уже необходимость.

Никулин занимается трехмерным моделированием с ребятами, они создают разнообразные модели. Главное, – пояснил педагог, – научить разрабатывать модели – нечто новое, а не только пользоваться чужим опытом.

Факультативно учитель знакомит 7-классников и с робототехникой. На мониторах ребята в точности воспроизводят робота, который мог бы ездить по полу. И эту программу можно закачать в реального, а не виртуального робота.

Такова сегодня школа, другой ей быть нельзя. А когда к Николаю Никулину приходят бывшие ученики, уже студенты и признают: «Как здорово, что мы все это изучали, сегодня тем же самым занимаемся, только идем дальше», педагог кивает: «Что ж, делом занимались». Только время бежит быстро, надо успевать. Над этим он и думает накануне
30-летия.

Владимир Ратманский, фото Анны Алимжановой

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати