RSS

Префект Анатолий Смирнов: «Город будет строиться всегда»

14:21 06.10.2017

Префект ЗелАО Анатолий СмирновМИЭТ – это московский вуз, Зеленоград – это Москва. Это будущий студент знал твердо. Знал и маршрут проезда: от «Речного вокзала» на 400-м автобусе. По тогда еще вовсе не перегруженному Ленинградскому шоссе автобус вырулил за пределы МКАД… и тут абитуриент обеспокоился.

Шел 1971 год. Тогда еще вдоль Ленинградки не было сплошного ряда торговых домов, новостроек, складских терминалов, «Икеи», «Меги» и «Леруа Мерлен», не было сплошного потока машин. Куда мы едем? Город кончился, а ведь ему надо в Москву!

В Черной Грязи у дорожного знака «Солнечногорский район» не на шутку встревоженный вчерашний школьник обратился к водителю:

– Высадите меня здесь!

– А тебе куда надо-то? – по счастью, водитель задал этот вопрос, а не выполнил молча просьбу юноши.

– В Зеленоград, но кажется, я не на тот автобус сел!

Усмехнувшись, шофер успокоил:

– Правильно сел, не волнуйся. Скоро приедем…

Вот так, еще до очного знакомства с Зеленоградом, впервые с этим городом-спутником Москвы познакомился абитуриент МИЭТ, а впоследствии – префект Зеленоградского административного округа Москвы Анатолий Николаевич Смирнов.

Сегодня бы беседуем с префектом о градостроительстве, о том, каким должен быть город будущего, насколько Зеленоград вписывается в эти представления.

Зеленоград– Когда-то давно, в одном интервью вы сказали, что мечтали бы жить в городе, в котором ничего не строится. Сбудется ли ваша мечта?

– Эти слова мне часто напоминают. Но в контексте, конечно, все звучит по-другому. Речь шла о городе Шауляе, с которым мы несколько лет назад обменивались дружественными визитами. Мэр Шауляя тогда была поражена обилием в Зеленограде строительных кранов, масштабом стройки. Напомню, был в разгаре первый период сноса пятиэтажек. Я в ответ заметил, что мне как раз нравятся старые европейские города, в которых уже ничего не строится.

Но, конечно, такая мечта сбыться не может: даже полностью застроенный город живет, модернизируется. Кроме того, трудно сравнивать ритм жизни и развития в Европе и у нас. Там уже веками сложившиеся границы городов и улиц, а у нас строятся не только Москва и Зеленоград – во многих других городах также ведется интенсивное строительство.

…Тогда, высадившись у общежития, он пешком дошел до новых, только что сданных, еще пахнущих краской и штукатуркой корпусов МИЭТ (раньше институт базировался в «школе металлистов»). Еще только строилась главная линия города – Центральный проспект с площадью Юности. Еще далеко было до шага за Октябрьскую железную дорогу. Город только обретал черты, которые на долгие годы станут его визитной карточкой.

– В чем разница между строительством той эпохи и нынешним?

– Принципиальная. Если раньше, в условиях плановой экономики, все работы – от проектирования до сдачи готовых объектов – велись исключительно государством и на государственные деньги, то сейчас важнейшими участниками строительства стали частные инвесторы. В советское время решались глобальные государственные задачи: нужно что-то производить – строились заводы, нужно где-то жить рабочим –
для них строились дома, социальная инфраструктура. Все это, начиная от коммуникаций, рассчитывалось еще на стадии планирования. Так, кстати, строился и Зеленоград.

Сейчас – выгодно инвестору строить предприятие или жилой квартал – он строит, если нет –
нет. А город уже «вдогонку» обеспечивает новое жилье социальными объектами: школами, детсадами, поликлиниками. Стало намного сложнее соблюдать баланс.

– Когда шла первая волна сноса четырех- и пятиэтажек, были проекты застроить освободившиеся места типовыми панельными домами индустриальных серий. Зеленограду удалось отстоять «свое лицо» – центральные улицы старого города строились по индивидуальным проектам. Расскажите об этом подробнее.

– Зеленоград – единственный округ Москвы, который с самого начала строился по четкому градостроительному плану – с учетом особенностей ландшафта, с максимальным сохранением природного комплекса. И, конечно, с заменой таких уютных, но уже безнадежно устаревших и выработавших свой срок четырехэтажек на стандартные дома он утратил бы свое обаяние.

Но невозможно было просто прийти и сказать: давайте у нас построим по-другому. Ведь индивидуальный проект – это совсем другие вложения; индустриальное строительство и быстрее, и дешевле.

Мы предложили схему, при которой даже индивидуальный проект (кстати, разработанный нашими зеленоградскими архитекторами) можно было осуществить при тех же объемах финансирования и в те же сроки. В мэрии нас поддержали. В результате Центральный проспект, улица Юности, Солнечная аллея решительно изменили свой облик, но сохранили притягательность, стали новым и не менее красивым лицом города.

Зеленограду есть чем гордиться в плане архитектуры. И не только «новые старые» улицы привлекают внимание. Три «самых» – самое необычное, самое высокое и самое длинное здания (префектура, бизнес-центр и «Флейта»), футуристические проекты военкомата, МИнБ и музыкальной школы на Панфиловском проспекте буквально показывают экскурсантам…

– Какие еще знаковые объекты Зеленограда вы могли бы отметить?

– В первую очередь, конечно, это комплекс МИЭТ, школа и детсад в 23-м микрорайоне. Дома-башни в 18-м микрорайоне при съезде с эстакады. Нужно назвать весь район МЖК – блестяще задуманный и реализованный проект. Из промышленной архитектуры – комплекс зданий НИИМЭ и завода «Микрон». Примеров можно приводить много. Я надеюсь, со временем одним из них станет и обновленная площадь Юности.

– А какая архитектура ближе лично вам?

– В любом городе, в любую эпоху строительства были и есть как удачные, так и неудачные решения. Скажем, в Москве немало мест, где новое здание, даже само по себе эффектное, никак не вписывается в застройку вокруг него. Кстати говоря, сегодняшний проект «Моя улица» в немалой степени эту проблему решает. Новые планировочные решения позволяют выделить, сделать центром внимания действительно красивые дома, фасады. Мимо них сто раз ходил – просто не замечал, они были зажаты, невыразительны, а сейчас заиграли по-новому.

– Жизнь города – это не только жилые кварталы и предприятия, это еще и транспорт. Последний крупный проект дорожно-транспортного строительства – развязка на 40-м км Ленинградского шоссе, – вроде бы поставил точку в реконструкции дорожной сети Зеленограда, длившейся несколько лет. Надолго ли хватит «запаса прочности», не предстоит ли через несколько лет новое расширение магистралей?

– К сожалению, это очень сложно прогнозировать. Количество транспорта как частного, так и коммерческого, принадлежащего фирмам, растет практически бесконтрольно. Вокруг Зеленограда без прокладки дополнительной дорожной сети и строительства объектов социальной инфраструктуры возводятся новые микрорайоны. Возникает парадокс: чем лучше у нас дороги – тем больше на наших улицах своего и транзитного транспорта.

Мне думается, что без какого-либо государственного регулирования в части приобретения транспорта и пользования им эту проблему сложно будет решить окончательно.

Что касается наших планов – осталось еще одно узкое место: сообщение между старым и новым городом. Двух мостов, конечно, не хватает. Ближайший важный проект – прокол под Октябрьской железной дорогой в районе Алабушево. Началось проектирование еще одного варианта сообщения через ОЖД.

– Еще одна система жизнеобеспечения города – коммуникации. Сейчас в старых районах, после сноса старых домов, имеются порой весьма протяженные байпасы – надземные коммуникации, которые не украшают город и не добавляют комфорта. Когда они уйдут обратно под землю?

– Есть две причины, по которым в некоторых районах пока сохраняются надземные системы теплоснабжения – байпасы. Скажем, во 2, 3-м мкрн они сохраняются, поскольку там не завершилась реконструкция микрорайона, еще планируется жилищное строительство. Как только оно будет завершено, коммуникации, конечно, будут убраны.

Вторая причина – перевод домов с открытой системы теплоснабжения на закрытую. Это требует реконструкции существующих ЦТП, на что уйдет еще несколько лет.

– Границы Зеленограда очерчены четко, и там осталось уже не так много мест, где еще можно строить жилые кварталы и дома. Как будет развиваться город, когда последний дом будет построен?

– Практически я на этот вопрос уже отвечал. Действительно, у нас уже не так много площадок для нового строительства: завершаем 17-й микрорайон, на очереди – 19-й, есть еще места под застройку во 2, 3-м микрорайонах. Но город будет модернизироваться, будут уходить в прошлое устаревшие здания, на их месте появятся новые.

В Китае, в городе, который насчитывает всего 25 лет от роду, я своими глазами видел, как сносят дома первого периода застройки, т.е. 25-летние. Наши 4-5-этажки выдержали вдвое больший срок, хотя тоже были рассчитаны на 25 лет эксплуатации.

Сейчас в округе 34 дома включены в программу реновации жилого фонда. Она завершится нескоро, и к тому времени, может быть, встанет вопрос о следующих индустриальных сериях домов. Даже в тех же старинных европейских городах, где почти каждый дом – памятник старины, и их не сносят, все равно идут процессы модернизации, создания современной городской среды. Этот процесс бесконечен.

– Довелось ли вам что-нибудь построить собственными руками?

– Много, но, конечно, не в одиночку. Работал и в стройотрядах, и в отпуск ездил «шабашить». Работал каменщиком, бригадиром плотников. Строили свинарник в деревне Медвежьи озера
(в Щелковском районе), площадку для сельхозтехники в ЦМИС, два дома из бруса под радиотелескоп и лабораторию Кольского отделения АН СССР в тундре на Кольском полуострове, ветсанпропускник в Солнечногорском районе, завод пластмассовых изделий в Пензенской области… Ну, и собственную дачу, конечно. Друзьям помогал строить дачи.

– Вы много где бывали, в том числе и за границей, как на западе, так и на востоке. Какие города вам нравятся, какие вы любите?

– Любить город можно по-разному. Можно любить, любуясь его архитектурой, отдыхать там, гулять по улицам. В этом отношении мне очень нравятся небольшие старые европейские городки и деревни. Но любить город так, чтобы хотеть в нем жить – это совсем другое. И здесь для меня – только Зеленоград.

Беседовал Иван Лазаревич

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати