RSS

Как физики лириками стали – неформальная беседа с префектом Анатолием Смирновым

12:16 01.12.2017

Префект ЗелАО А. СмирновПрефект Зеленоградского административного округа Анатолий Смирнов: «Культурные потребности современной молодежи меняются, никто не станет этого отрицать. А государство и общество должны эти потребности удовлетворять».

«Прохладная тень высоких дерев»

Сегодня мы поговорим о созревании культурного комплекса Зеленограда. Но вы знаете, что еще великий римлянин Цицерон определил понятие «культура», как «возделывание души человека». Высокопарно звучит, конечно, но любой человек с чего-то начинается, и кто-то в его душе, извините, делает посевы.

Повсюду тишина: природа засыпает.

И звезды в высоте так сладостно горят!

Заря на западе далеком потухает,

По небу облачка едва-едва скользят…

Это стихи известной поэтессы XIX века Юлии Жадовской, о которой с почтением отзывались И.Тургенев и В.Белинский, П.Вяземский, К.Брюллов. Ее могила находится на погосте храма Воскресения Иисуса Христа в селе Воскресения, неподалеку от небольшого города Буй Костромской области. Рядом в усадьбе в деревне Толстиково поэтесса провела последние годы жизни. В этом тихом деревянном городе, которому в прошлом году исполнилось 470 лет, родился и провел юность Анатолий Смирнов.

– Конечно, я не раз бывал в этих местах в детстве, – с удовольствием подтвердил Анатолий Николаевич. – Поблизости, в деревне Логиново, родилась моя мама. В школе нам об известной землячке рассказывали, но позже я узнал о ней больше: ежегодно приезжаю на малую Родину, иду в местный музей проверить, не появились ли обновления. Этот музей мне напоминает историко-краеведческий музей Зеленограда, когда его директором была Т.Визбул.

Вспоминать можно долго. Например, праздники, почитаемые в народе – 1 мая и 7 ноября, естественно, но и Троица, и Пасха. И советские, и церковные торжества никто не разделял и не осуждал. Бабушки ходили в церковь и отстаивали Всенощную, ребятишки играли крашеными яйцами. Причем все праздники отмечали на улицах с длинными рядами деревянных домов. Люди собирались у дома на поляне, где стоял большой стол со скамейками. Приходили со своими табуретками, продуктами. Мой сосед, дядя Ваня, еще с Георгиевским крестом пришедший с Первой мировой войны, воевавший и на Финской, и на Великой Отечественной, лихо играл на гармошке. И хороводы водили. Я это вижу, как сегодня, будто дядя Ваня вчера на инструменте солировал.

Я хочу видеть…

Зеленоград, 17-летний Анатолий Смирнов поступает в МИЭТ, где учиться нужно было, что называется, по полной программе. Но после учебы молодые ребята шли…

– Было все, что соответствовало этому времени. Московские выставки и кино, театры. Доставали билеты, куда могли. Один из наших однокурсников подрабатывал в театре на Таганке и снабжал контрамарками.

А ведь тогда в этом легендарном театре играл Владимир Высоцкий:

И холодное корявое вымя сквозь тьму

Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.

Проведите, проведите меня к нему,

Я хочу видеть этого человека!

Это роль Хлопуши из спектакля «Пугачев» по одноименной поэме Сергея Есенина. Высоцкий не говорил, он кричал, хрипел. Кстати, Владимир Семенович несколько раз приезжал в 70-х годах прошлого века в Зеленоград. Однажды он выступал в клубе «Вече», находившемся в Доме знаний в 3-м микрорайоне. В этом клубе нередко проводились встречи с интересными людьми.

– И в Зеленограде тогда находились места, где студенты отдыхали, развлекались, а кто-то и целовался, – заметил префект. – Работал кинотеатр «Электрон», позднее открылась «Эра». Я был в числе организаторов одного из первых в Зеленограде конкурсов местных вокально-инструментальных ансамблей в «Электроне», полные залы собирались. Конечно, чаще эти ансамбли играли на танцверанде.

У нас и лира не в загоне

В 1959 г. в «Литературной газете» поэт Борис Слуцкий писал:

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне…

Отсюда и пошло летучее «физики и лирики». Город ученых и инженеров Зеленоград, с одной стороны, неотъемлемая часть громадной столицы. С другой – сформировавшаяся общность людей, живших в компактном, быстро растущем наукограде. И обитавшие здесь люди имели очень приличные интеллектуальные запросы, и культурные в том числе – иначе не бывает. Нетипичным всегда оставался Зеленоград, что усложняло его управление и удовлетворение культурных потребностей.

– Изначально все зарождалось у нас на основе самодеятельности, от инициативы конкретных творческих людей, – отметил Анатолий Николаевич. – Намеренно никто специалистов в сфере культуры в Зеленоград не присылал. Свой досуг самостоятельно украшали и строители, и ученые, и инженеры. Физиками и лириками у нас были одни и те же люди. В основном организаторами культуры оказывались профсоюзы и комсомол конкретных организаций.

Даже известные центры культуры строились на средства Министерства электронной промышленности СССР и числились на балансе отдельных предприятий. «Центр досуга» – на балансе «Микрона». Дворец культуры (Культурный центр «Зеленоград») содержал НИИМ «Элма». По словам А.Смирнова, благодаря руководству префектуры начала 90-х годов прошлого века и, в частности, префекту Алексею Ищуку, ДК остался в собственности города как объект культуры. Музей долгое время содержал НИИ микроприборов.

– Я в комитете комсомола института в свое время лично курировал деятельность музея. Первый музей трудовой славы создали на заводе «Ангстрем». То есть зарождение музеев в Зеленограде – инициативы предприятий. Конечно, открывались музыкальные школы, библиотеки под управлением городского исполкома.

Для выступления певцов, актеров использовались все площадки, включая школы. Помню, я встречал в городе Александра Градского – он давал концерт в зале совещаний «Научного центра». В целом достаточно насыщенная культурная жизнь города
была, можно так сказать, общей для всех.

Твоя судьба зависит от этих подмостков

Михаил Щепкин:

– Я тебе признаюсь – мне в свое время предлагали перейти на работу в Москву. Я отказался. Потому что Зеленоград – это мой город. Я сюда приехал учиться, окончил институт. Жил, работал всю сознательную жизнь. Женился: дети, внуки – все зеленоградцы. Я как бы врос корнями в этот город. И тут уже дели, кто чей: я его или он мой… Я так скажу – я не по себе сужу, я по жизни убежден, что эффективно может работать только тот человек, у которого есть это вот предназначение…

Это кто из вас сказал? Многие скажут? Нет, не инкогнито – это монолог Чиновника из нового спектакля Ведогонь-театра «Белки, сосны, микросхемы», премьера которого прошла 17 ноября. Зеленоградский префект тоже учился здесь и окончил институт, всю жизнь работал, семья, дети и внуки – зеленоградцы. Предназначение…

Анатолий Николаевич, культурный комплекс Зеленограда к концу 80-х годов прошлого века сформировался. Но рождение театра все-таки стало экстраординарным явлением?

– Новый серьезный театр – уникальное явление не только для Зеленограда. В конце 80-х четверо выпускников Высшего театрального училища им. М.Щепкина пришли в горисполком и райком комсомола с желанием создать театральную студию. Среди них оказался единственный зеленоградец, кстати, воспитанник хора «Кантилена» Павел Курочкин. Горел!

Горожане поддержали начинание. Содержание театра, обучение специального курса в прославленном щепкинском училище, оплату постановок взяли на себя банк «Технополис», компания «Дока».

Арендовали помещение в 6-м микрорайоне, давали средства на костюмы, декорации. А в 1999 г. театр получил статус профессионального. Префектура смогла добиться права для театра пользоваться малым залом кинотеатра «Эра», ставшим затем его собственностью.

Какой из спектаклей за эти годы вам понравился больше всего?

– Не хочу, да и не могу выделить конкретную постановку – каждая из работ была по-своему примечательна. Ведогонь – театр, с самым началом деятельности которого связана и моя судьба, и мне сложно объективно оценить его работу. Но мы видим: практически на каждом спектакле аншлаги, среди зрителей много молодежи, в студиях при театре – наплыв. Это и есть оценка его творчества. В любом случае, Ведогонь-театр – настоящая гордость Зеленограда, и это объективно.

Если вернуться к премьере, вы участвовали в ее создании?

– А я разве работаю в театре? Художественный руководитель Павел Курочкин советовался со мной, как и с сотнями других зеленоградцев. Правда, перед началом постановки он полностью прочитал мне сценарий. Безусловно, жанр и постановка спектакля необычны. Поражает смелость автора и режиссера, художника, актеров. Это спектакль, посвященный 60-летию Зеленограда, о времени, судьбах земляков – такой крайне сложно создавать. Я бы назвал форму спектакля социальным реализмом с серьезным отношением ко времени, но и с изрядной долей юмора.

Город талантливых людей

Недавно встречался с директором детской школы искусств им. Дягилева Евгением Ротчевым. 3 ноября нынешнего года ему вручили Гран-при конкурса грантов мэра Москвы в сфере культуры и искусств. Лучшая школа столицы? Евгений Викторович тогда скромно заметил, что, хотя награда очень почетна, нужно иметь в виду, что в столице множество подобных школ очень высокого мастерства. Может быть, излишняя скромность? Но…

Весной 2006 г. в немецком Унтершляйсхайме (расположенном в 18 километрах к северу от центра столицы Баварии Мюнхена) – городе-побратиме Зеленограда – проходили торжества по поводу открытия огромного и престижного конгресс-холла. На праздник пригласили и всемирно известный хор «Кантилена», который в свое время выступал в Ватикане, Сенате США.

Хор – составная часть дягилевской школы искусств. В конгресс-холле, рассчитанном более чем на две тысячи зрителей, после концерта «Кантилены» случилось светопреставление: слушатели – весь цвет северных районов Мюнхена – стоя аплодировали, не отпуская со сцены зеленоградских девчонок.

– Так чему вы удивляетесь? – удивился, в свою очередь, Анатолий Смирнов. – Помню, на следующий день после концерта девочки-хористки, гуляя по городу, зашли в один из костелов. Что вы думаете – их узнали и тут же попросили спеть. Я сам это видел – случайно зашел в тот же костел и слышал этот спонтанный концерт.

Первая зарубежная поездка «Кантилены» в знаменитый город болгарских юмористов Габрово прошла в 1998 г., я ее сопровождал как заместитель председателя горисполкома. Больше ста человек хора, хореографическое отделение – было нелегко. Но вы бы тогда видели, как восхищались выступлением наших девчонок благодарные болгары. Почему, вы спрашиваете, у зеленоградских школ искусств столько наград и успехов? Потому что Зеленоград – город талантливых людей. А его достижения – результат накопленного потенциала.

Как вы считаете, воздействие интернет-культуры на молодежь действительно очень велико или это преувеличено?

– Конечно, велико, что же сомневаться. Противостоять современным технологиям? Бессмысленно! Напротив, надо постараться использовать их максимально полезно. Учиться использовать, а пока мы не слишком умеем это делать.

Культурные потребности современной молодежи меняются, никто не станет этого отрицать. А государство и общество должны эти потребности удовлетворять, а не бороться с ними. Это касается литературы, музыки, кино, театра, живописи. Контент должен быть другой.

Запрещать входить во Всемирную паутину? Смешно. Вопрос в том, что молодой человек там найдет. Совсем непотребные сайты надо блокировать. Возрастные ограничения вводить. А вообще нужно что-то предлагать, а не надевать повязку на глаза. Поддерживать юных талантливых ребят, пустить их в Сеть, эфир, на театральные подмостки. Наступать следует, а не защищаться. Нужно заметить, что великолепные ансамбли, поэты и писатели подчас не могут прорваться к массовой аудитории – так надо им помочь. Есть такие инструменты.

После работы

Даже у самого загруженного человека обнаруживается свободное время. Почитать, посмотреть фильм, послушать музыку.

«С тех пор они часто встречали волка в лесу. Когда они обедали, волк садился рядом. Христофор бросал ему куски хлеба, и волк, клацая зубами, ловил их на лету…»

Это фразы из романа Евгения Водолазкина «Лавр», который Анатолий Николаевич прочитал в последнее время.

– Читаю много, прежде всего, в отпуске, – признал он, – и, прежде всего, книги, которые советуют друзья, дочка, жена. Недавно – это и «Обитель» Захара Прилепина, и совсем другая книга об истории компании «Nike» Фила Найта «Продавец обуви». Особняком, конечно, «Русская идея» великого Николая Бердяева – ее штудирую понемногу, с карандашом. Трудно, увлекательно, созвучно сегодняшним мыслям, настроениям.

Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.

Не перестаю восхищаться – от его философских идей отталкивается множество мыслителей.

Музыка – это джаз. Фильмы? Анатолий Николаевич не считает себя киноманом, но обожает картины Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова.

Впрочем, времени после работы остается немного. Вот и нам уже пора уходить – срочный звонок: пора действовать.

Владимир Ратманский

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати