RSS

Светлана Чарина: «Мы, учителя, всегда остаемся молодыми»

11:06 25.05.2018

Светлана Алексеевна ЧаринаНашему городу – 60 лет, он состоялся, и не только как российский лидер микроэлектроники. Здесь сформировалось поколение уникальных людей в разных сферах деятельности. Одна из самых важных – школа. Кто растил нынешних электронщиков, современных учителей, серьезных специалистов, да просто хороших людей? Бывшие благодарные ученики никогда не забудут удивительного отношения к себе этих Педагогов. Я, например, не могу понять: с кем ни встречаюсь – «Роза Иосифовна? Я был ее любимый ученик!». Но с ней, завучем 609-й и директором 805-й школы, я имел честь познакомиться.

А вот когда произносили имя Светланы Алексеевны, ничего добавить не мог. Теперь могу и отлично понимаю тех, кто рос под опекой Светланы Чариной сначала в 805-й, а потом в 842-й школе, где она 25 лет была бессменным директором. Сегодня и у нее более чем весомый юбилей. Но какая же она молодая, энергичная! И это не пафос к дню рождения, поверьте.

Я спросил у Светланы Алексеевны, что же такое было в Розе Иосифовне Усачевой, с которой она вместе работала четыре года.

– Удивительная женщина. Она неуемный человек, настолько была проста в общении, настолько жила проблемами детей, ей надо было помочь каждому. И ребята ее обожали. Трудные дети, конечно, встречались, но они могли к нам прийти и поговорить о том, что их беспокоит.

Но суть в том, что, хотя Светлана Чарина гораздо спокойнее Р.Усачевой, она, нарисовав ее портрет, фактически рассказала и о себе. Она всю жизнь была таким учителем и директором. Вспомните свою школу: вам пришло бы в голову просто так зайти к директору? О-о, я отлично помню, в каком случае вели к директору нашей школы – пардон, на допрос и вынесение приговора. У Светланы Алексеевны всегда были открыты двери кабинета и к ней заглядывали и малыши, и старшеклассники «на огонек» (!) поделиться неожиданной радостью или обсудить свалившуюся юношескую проблему. Завидуйте, друзья, тем, кому такой директор достался.

«Директор-магнит»

Она родилась в Москве, в многодетной семье. Отец погиб на фронте в марте 42-го. Жилось, конечно, непросто. Впрочем, Светлана Алексеевна о сложностях вспоминать не любит. Она привыкла проблемы решать. Трудный подросток или девчонка в школе? Конечно, были, а как же! Так на то ты и учитель, чтобы пытаться перетащить юношу или девушку на свою сторону. Улица, неурядицы в семье – мало ли сложностей, решай. Нет, о школе С.Чарина говорит только с упоением. И ее женская школа дала, по ее словам, очень много. И там она очень рано решила: буду только учителем.

– Но почему учителем географии, Светлана Алексеевна?

– Даже не знаю, – рассмеялась она. – Мне всегда было очень интересно, а что же там, далеко от Москвы, в необъятной России?

И педагогический институт, как она считает, фактически выпускал готовых учителей.

– На четвертом курсе у нас была длительная практика и я, например, целую четверть отработала в сельской школе. У меня был восьмой класс, где я стала и классным руководителем. Потом ребята приезжали ко мне еще несколько лет.

С.Чарина оказалась прирожденным учителем. Она необыкновенно обаятельна – к ней тянет как магнитом: я почувствовал это на себе.

А еще она девять лет отслужила в инспекции вузов министерства высшего и среднего образования, получила серьезные управленческие навыки и считает, что это очень помогло уже на директорском посту в 842-й. Но, кроме того, она умела создавать семейную атмосферу там, где руководила. Похоже, другого Светлана Алексеевна не представляет. Она приехала в Зеленоград
50 лет назад, вслед за семьей сестры-близнеца. Я спрашиваю, что ее больше всего поразило тогда в строящемся в лесу наукограде, и она, естественно, заметила: «Вообще в Зеленограде всегда была удивительная атмосфера. Мы все были очень дружны».

– Светлана Алексеевна, но ведь трудных классов тоже немало, и не всегда учителя с ними справляются. Да и к детям далеко не все относятся позитивно.

– Бывает, но, я думаю, в общей массе случайных учителей в школе все-таки не слишком много. Ну, а чтобы накаленных отношений в классе не было, надо в школе создать соответствующую доверительную атмосферу. Вот этим и обязаны заниматься директор и его помощники.

Так учитель и директор школы стала «климатологом» взаимоотношений взрослых и детей, отсюда результат.

«Ну что тебе сказать про Сахалин?»

Но давайте вспомним, что Светлана Алексеевна географ. Она бывала в самых отдаленных областях нашей страны.

– Послушайте, Россию надо видеть. Это невероятная ширь, размах, простор. Меня поразила южная часть Сахалина. Там такой состав почв, что обычные растения вырастают гигантами. Я стояла, как под зонтиком, под чудовищными... лопухами. Стебель местного растения медвежьей дудки используют как... водопроводные трубы. А плоды шиповника столь огромны, что их называют сахалинскими яблоками. И у пролива Лаперуза посидела.

Не все забыли известную песенку про Сахалин: «Где я бросаю камушки с крутого бережка/Далекого пролива Лаперуза...».

А Байкал, вода в котором, по словам С.Чариной, совершенно синяя. Телецкое озеро на Алтае: вода настолько прозрачная, что дно видно на глубине 3-4 метров. На могучем Енисее Светлана Алексеевна побывала, когда сдавалась Саяно-Шушенская ГЭС, говорит, песчинкой себя почувствовала.

– Вот когда начинаешь как-то по-особенному относиться к нашей стране. Я много бывала потом и за рубежом. Интересно, заслуживает уважения, но после восторга от России красоту и памятники европейских стран восприняла спокойно.

Она, заслуженный учитель России, ушла из школы в 72 года, еще три года работала в Лаборатории наставничества, а сейчас возглавляет совет ветеранов педагогического труда.
К ней постоянно подходят на улице бывшие ученики и спрашивают: «Вы меня не помните?».
А она помнит, хотя может перепутать имя. Ее пригласили в день рождения на последний звонок старшеклассники, которые помнят ее первоклашками. Потому что она – Учитель. И с самого начала отыскала на карте своей жизни свою точку – Школу, и выбор оказался верным. Вот бы и нам всем такими географами в начале жизни стать…

Владимир Ратманский

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати